JavaScript Menu, DHTML Menu Powered By Milonic
комсомольск-на-амуре
komcity.ru
новости форум поиск
login   pass 
  ФОРУМ / ОБСУЖДЕНИЕ НОВОСТЕЙ / В недовольстве авиакомпаний Суперджетами виноваты французы
 
1  •  2
 
  написать сообщение  
09:19 22 мая 2019 обсуждаемая новость В недовольстве авиакомпаний Суперджетами виноваты французы  
  Ольга Щербакова
 
Названа основная причина недовольства авиакомпаний Суперджетами. Всё дело во французских двигателях. Производитель всё ещё не решил проблему с часто ломающимися моторами. Создан пул из 13-ти подменных двигателей SaM146, но каждый четвёртый из них тоже неисправен. Об этом говорится в материалах конференции с эксплуатантами Суперджетов, которую в конце апреля провела компания ГСС. При этом, для нужд авиакомпаний нужен пул из 22 двигателей.
 
Двигатели SaM146 производит совместное российско-французское предприятие «Powerjet». Они созданы специально для Суперджетов и больше ни для каких самолётов не поставляются. Но двигатели часто ломаются, из-за чего российские лайнеры мало летают. Проблемы SaM146 возникают в так называемой горячей части двигателя, где сжигается топливо. И эту часть как раз поставляют французы. По данным отчётов, в камерах сгорания или маслосборниках появляются трещины уже после 2000-4000 часов полёта, а иногда и после 1000 часов. После появления таких трещин, двигатель необходимо отправлять на капитальный ремонт. Хотя производитель изначально обещает, что до капремонта двигатель должен работать 7500-8000 часов.
 
В апреле мы сообщали, что ГСС существенно увеличила убытки из-за проблем с двигателями Суперджетов. Часть двигателей, произведённых для строящихся самолётов, ГСС вместе с Объединённой двигателестроительной корпорацией отправили в пул запасных двигателей. Формирование пула как раз и привело к нехватке моторов для строящихся самолётов, что спровоцировало перенос их поставки покупателям.

 

Если Вы стали очевидцем интересного события — сообщите нам через WhatsApp или Telegram +7 (909) 801‑73‑18

Всегда говорим «Спасибо», в том числе и материально. Умеем сохранять источники в тайне. Пишите!

 
     
10:12 22 мая 2019
тема В недовольстве авиакомпаний Суперджетами виноваты французы наверх
 
  __Lubov__
сообщений: 104
Отправить письмо через веб-интерфейс
Ладно с двигателями все понятно. А что на счет разгерметизации? Кто в этом виноват?

 
10:25 22 мая 2019
тема В недовольстве авиакомпаний Суперджетами виноваты французы наверх
 
  Citizen
сообщений: 429
Отправить письмо через веб-интерфейс
Означает ли это сообщение, что ГСС саботировали полноценные испытания двигателей до запуска в серийное производство всего проекта?!
И это не говоря уже о других недоработках. Или этого нет в упомянутых "материалах", или журналистов никто не ознакамливал и мы пользуемся очередными пресс-релизами?

 
11:40 22 мая 2019
тема В недовольстве авиакомпаний Суперджетами виноваты французы наверх
 
  xenomorph
сообщений: 654
Отправить письмо через веб-интерфейс
Тю. А ка же импортозамещение ? Делайте свои двигатели. На французов вообще положиться нельзя. Вон, Мистрали в своё время слили.

 
12:02 22 мая 2019
тема В недовольстве авиакомпаний Суперджетами виноваты французы наверх
 
  R_M_K
сообщений: 535
Ну вы нам Америку не открыли. Это итак было понятно с самого начала. Непонятно другое. Как при такой гарантии двигатели не живут и половины? Неужели французы хуже китайцев? Или может быть это всё теория заговора и массоны с иллюминатами проворачивают сложную многоходовую партию по уничтожению конкурента? Ну вот не верю я что во всём виноваты пилоты несоблюдающие режимы нагрузки на двигателях. А если кто скажет что то про погодные условия.... Ну тогда французские инженеры родом из Монголии

 
12:39 22 мая 2019
тема В недовольстве авиакомпаний Суперджетами виноваты французы наверх
 
  Советник
сообщений: 1835
Отправить письмо через веб-интерфейс
Названа основная причина, но вспомогательные разгерметизации салонов, отказы электроники и прочие - никуда не делись. Вчера опять суперджет развернули изза протечки топлива обнаруженной по следам керосина на взлетке. Взлететь вроде бы не успел.

 
12:55 22 мая 2019
тема В недовольстве авиакомпаний Суперджетами виноваты французы наверх
 
  kostia0904
сообщений: 1392
Отправить письмо через веб-интерфейс
 
xenomorph писал(a):
 
Тю. А ка же импортозамещение ? Делайте свои двигатели. На французов вообще положиться нельзя. Вон, Мистрали в своё время слили.
Некогда прямой конкурент не отправит нормальные комплектующие. всегда будет подвох. закон рынка. если хочешь хорошо делай сам.
"Не даром помнит вся Россия по день Бородина!" - что могло измениться с тех времен. Опрометчиво ставить себя в зависимость, вот и результат на лицо.

 
15:04 22 мая 2019
тема В недовольстве авиакомпаний Суперджетами виноваты французы наверх
 
  Analyst
сообщений: 2489
Отправить письмо через веб-интерфейс
 
kostia0904 писал:
 
Некогда прямой конкурент не отправит нормальные комплектующие. всегда будет подвох. закон рынка. если хочешь хорошо делай сам.
Ваше представление о рынке базируется на знании ларечной торговли. Сделай сам - это не рынок, а первобытно-общинный строй.
Действительно, у двигателя есть проблемы, но например Аэрофлот имеет отдельный от ОДК пул запасных двигателей и у него описанных проблем нет. Мелкие авиакомпании могут расчитывать только на пул двигателей от ОДК.
Однако из аэрофлотовских 49 Суперджетов 20 не эксплуатируются по другим причинам. Сервисная служба ГСС нетороплива и ремонт самолета затягивается на месяцы. Именно по этой причине иностранные авиакомпании отказываются от эксплуатации этого самолета.
Кстати, Аэрофлот только что отменил торги по выбору поставщика сервисных услуг, Аэрофлот рассчитывал на годовую стоимость 128 млн долларов, ГСС запросил 200 млн, а его дочка, созданная для формального соотвествия ФЗ, 135 млн, но при этом заявилась с неполным пакетом услуг.
А то что в пуле ОДК оказались неисправные двигатели французы вообще не при чем. Это полная ответственность Сатурна, т.к. каждый двигатель проходит через стендовые испытания. Видимо завод решил сократить программу испытаний для скорейшей поставки или в пуле оказались, неполностью отремонтированные и опять таки непрошедшие заводской контроль, движки.

 
16:52 22 мая 2019
тема В недовольстве авиакомпаний Суперджетами виноваты французы наверх
 
  kostia0904
сообщений: 1392
Отправить письмо через веб-интерфейс
 
Analyst писал:
 
Ваше представление о рынке базируется на знании ларечной торговли. Сделай сам - это не рынок, а первобытно-общинный строй.
Конечный результат сам доказывает, что попались на приметивный "ларечный как Вы говорите" развод. Сделай сам это независимость, но можно конечно продолжать плясать под чужую дудку, причем бесплатно. С первобытного строя рыночные законы не изменились. Сколько французы потеряют если самолет завернут?

 
05:26 23 мая 2019
тема В недовольстве авиакомпаний Суперджетами виноваты французы наверх
 
  Analyst
сообщений: 2489
Отправить письмо через веб-интерфейс
 
kostia0904 писал:
 
Конечный результат сам доказывает, что попались на приметивный "ларечный как Вы говорите" развод. Сделай сам это независимость, но можно конечно продолжать плясать под чужую дудку, причем бесплатно.
Думаю, что Вы понятия не имеете ни о двигателе SaM146, ни о заводе "Сатурн", ни о вкладе французов. Если бы не французы, то никакого бы двигателя не было и самолета Суперджет не было. Французы не только определили дизайн, но и поставляют наиболее сложную "горячую" часть двигателя. С подачи французов была выполнена модернизация производства, французы построили современные испытательные стенды, создали современное конструкторское бюро. Если бы не французы, то скорее всего Сатурн не справился бы вовремя и с программой морских турбин, так как благодаря французам, российские инженеры получили новый импульс в развитии.
А что такое независимость, как Вы пишите, ярко демонстрирует другой двигателестроительны- й завод "Звезда", где развал производства и самостийные попытки его возродить по российским лекалам пока ни к чему не привели. Хотя уже и директоров поменяли, и собственников, и денег вложили немеряно, а как не было серийного дизеля для ВМФ так и нет, как не было редукторов для тех же Сатурновских турбин так и нет. При этом речь идет не о новых машинах и механизмах, а всего лишь о воспроизводстве советских образцов.

 
09:24 23 мая 2019
тема В недовольстве авиакомпаний Суперджетами виноваты французы наверх
 
  R_M_K
сообщений: 535
Ну раз любители круасанов такие добрые и хорошие и умные вдобавок, то почему выходят из строя те самые "горячие" камеры в два раза,а то и быстрее, установленного гарантийного срока? Вы это можете как нибудь прокомментировать, уважаемый Analyst? Вот только не надо о качестве топлива, кривых руках и погодных условиях

 
12:19 23 мая 2019
тема В недовольстве авиакомпаний Суперджетами виноваты французы наверх
 
  Ever4
сообщений: 1722
Отправить письмо через веб-интерфейс
 
Analyst писал:
 
французы построили современные испытательные стенды, создали современное конструкторское бюро. ... благодаря французам, российские инженеры получили новый импульс в развитии.
Что за современное бюро и какой там получили импульс.
Сайт Сатурна в этой теме как обычно весь водяной. Заодно там сказано, что наземные испытания SaM146 за ними.
Отзывы рабочих - мало платят и химичат с суммами.
Анонимка про руководителей дирекции SaM146.
И с других ресурсов обычные отзывы - разрыв в з.п. более чем в 10 раз, самодурства, текучка. Начальство не вызывает уважения, предприятие убыточное, люди не видят перспектив на работе.
Зарплаты. Инженер средняя 16949р. при максимуме 27000р.

 
15:08 23 мая 2019
тема В недовольстве авиакомпаний Суперджетами виноваты французы наверх
 
  Analyst
сообщений: 2489
Отправить письмо через веб-интерфейс
 
R_M_K писал:
 
Ну раз любители круасанов такие добрые и хорошие и умные вдобавок, то почему выходят из строя те самые "горячие" камеры в два раза,а то и быстрее, установленного гарантийного срока?
Продажная цена одного двигателя коммерческая тайна и значительно зависит от условий контракта, это может быть и 3 и 5 млн долларов. Слышал, что прибыль французов 1 млн долларов с каждого двигателя, но это неточно. В любом случае дело не в доброте, а в выгоде.
Почему появляются трещины в горячей, то есть наиболее нагруженной, части двигателя знают только его разработчики. Видимо недостаточно продуманное конструктивное решение вкупе с желанием иметь высокие характеристики. В принципе трещат все двигатели, т.к. невозможно иметь двигатель который отработает 30 тыс часов без замены деталей. Точнее создать можно, но из-за ограниченности свойств материалов он будет очень большой и тяжелый, а следовательно, экономически невыгодный.
Это только людям с улицы кажется, что современный авиационный двигатель не сложнее крымского моста, а это не так.
 
Ever4 писал:
 
Что за современное бюро и какой там получили импульс.
С приходом французов инженеры Сатурна стали работать с использованием современных САПР и аналитических программ, французы внедрили свои стандарты проектирования, создали систему удаленного и параллельного проектирования. Это все не благотворительность, а бизнес, т.к. невозможно работать над одним изделием в разных системах отсчета.
А перечисленные Вами проблемы с французами никак не связаны, ведь бюро осталось российским, со всеми родимыми пятнами родной бюрократической системы.

 
19:15 23 мая 2019
тема В недовольстве авиакомпаний Суперджетами виноваты французы наверх
 
  Ever4
сообщений: 1722
Отправить письмо через веб-интерфейс
 
Analyst писал:
 
С приходом французов инженеры Сатурна стали работать с использованием современных САПР и аналитических программ, французы внедрили свои стандарты проектирования, создали систему удаленного и параллельного проектирования.
В районе 2005г это все уже было на КнААПО - UGS (ныне NX) там жил еще до 2000г. Также база для хранения файлов - довольно бестолковая правда в то время)) Суховцы где-то в 2005 привозили новые правила организации моделей и хранения, разделяя рабочие файлы на несколько видов по назначениям и отдельно выделяя конечный файл для выдачи. В том числе это нужно было для параллельного проектирования. Ну и сама NX относится к CAD высокого уровня. Просто констатация, без хвастовста. КнААПО было далеко от понимания как использовать такие системы. На Сухом - наверное даже еще хуже) Просто сами инструменты в работе уже давно. Судя по тому как это все внедрялось на КнААПО и Сухом есть большой скепсис насчет Сатурна. Как ни странно там нужна некая повернутость мозга или набивание навыка работы, скажем так от 3 лет практики, после чего скорость работы возрастает кратно и уже можно надеяться, что сотрудники стали приносить пользу))
В общем странно что хвранцузы стали учить Сатурн тому, что уже существует на практике лет так 20 и более. Имхо там не столько нужны какие-то инструкции и ПО, сколько практическая работа с этим ПО и переучивание на работу именно в системах сквозного проектирования. В общем странный пафос про "современное КБ" и пр)) Как таковое параллельное проектирование и организация инженеров в коллективы существуют десятки лет. Просто сегодня для организации данных есть новые инструменты и слишком смело было бы считать что это одно и тоже - коллективы и его инструменты. "Современное КБ" - скорее смешно имхо)) Вы же видели отзывы с Сатурна, как это можно считать современным. Сам факт того что рабочее место для инженера "современного КБ" стоит 1-2 миллиона в год, а з.п. "современного инженера" около 300 т.р. При этом ведется работа над длинным проектом стоимостью несколько миллиардов. Ну не смешно ли)

 
21:41 23 мая 2019
тема В недовольстве авиакомпаний Суперджетами виноваты французы наверх
 
  Dachnik
сообщений: 2165
Отправить письмо через веб-интерфейс
Вопрос к специалистам. Я ни разу не специалист по вопросам авиапромышленности. :-(
Но имею практический опыт по внедрению новых разработок в наземную часть управления космических аппаратов. Там ведь как всё происходит- создали, изготовили партию , положили на склад. Один образец извлекли, соорудили и начали "обкатку". "Катают" с участием будущих эксплуатантов, совместно выявляют все "косяки" и устраняют их. И только после этого извлекают со склада изготовленные изделия и направляют их в войска.
А в гражданской авиации это не так делается? mad

 
04:28 24 мая 2019
тема В недовольстве авиакомпаний Суперджетами виноваты французы наверх
 
  Analyst
сообщений: 2489
Отправить письмо через веб-интерфейс
 
Ever4 писал:
 
общем странно что хвранцузы стали учить Сатурн тому, что уже существует на практике лет так 20 и более. Имхо там не столько нужны какие-то инструкции и ПО, сколько практическая работа с этим ПО и переучивание на работу именно в системах сквозного проектирования. В общем странный пафос про "современное КБ" и пр)) 
Я написал и о САПР и о развитии практических навыков и о совместном проектировании по одним стандартам, а вы все с чем-то спорите и спорите, как тетерев на току.))

 
08:44 24 мая 2019
тема В недовольстве авиакомпаний Суперджетами виноваты французы наверх
 
  Ever4
сообщений: 1722
Отправить письмо через веб-интерфейс
 
Analyst писал:
 
спорите, как тетерев на току.))
Попытка унизить)) М-молодец, зоолог Вы наш недоучка))
Про "споры" - каждый видит то, что может. Разберем -
"Я написал и о САПР" - французы лицензии подарили? Нет? - какой же это толчок.
"и о развитии практических навыков" - французы развили? - нет))
"и о совместном проектировании по одним стандартам" - ЕСКД слыхали? Французы придумали единые стандарты?))
Так о каком "толчке" выше была речь? Но сложные мысли для Вас недоступны, скажу на Вашем языке)) - наличие ПО не делает КБ современным, а его установка и показ пачки бумаги с правилами работы не является "толчком"))) Конкретно про Ваши заявления - они не несут никакой информации, скорее Вы переписали чей-то рекламный буклет и не понимаете о чем пишете. Теперь павелзу в клубе любителей рекламы будет не так одиноко)))
Про "современное КБ" - двигатели испытывало это КБ и оно должно было либо подтвердить ресурс, либо при не подтверждении трясти неустойку и менять регламент обслуживания. Ресурс - зона ответственности "современного КБ", а виноваты французы))) Цирк. Повторю - в "современном КБ" разброс з.п. более чем в 10 раз и з.п. рядовых сотрудников ниже прожиточного, как в лучших странах Африки.
 
Dachnik писал:
 
Но имею практический опыт по внедрению новых разработок в наземную часть управления космических аппаратов. Там ведь как всё происходит- создали, изготовили партию , положили на склад. Один образец извлекли, соорудили и начали "обкатку". "Катают" с участием будущих эксплуатантов, совместно выявляют все "косяки" и устраняют их. И только после этого извлекают со склада изготовленные изделия и направляют их в войска.
А в гражданской авиации это не так делается?
Я не великий специалист, попробую) На этапе изготовления первого железа сначала делают образцы спроектированных конструкций - упрощенные части изделий для испытаний. Выясняется что культура производства около нуля, кстати))) Потом опять образцы, там свой план, свои решения по переделкам, просто такой этап отработки.
Потом строят 95001 - 95006, шесть машин "предсерийных". Отработка цикла изготовления, план дополнительных наземных испытаний, летные испытания. Считается, что к 95007 дорастут до заморозки КД и присвоения статуса серийных машин. Это теория. Практика - гораздо шире и запутаннее. Скажем так - есть план по срокам этапов, и прошло ли железо испытания, не прошло ли - план надо выполнять))) Станки пилят, автоматы клепают, все при деле, гудит завод, а какие там испытания и про что там инженера суетятся - никому не интересно, включая всю пирамиду начальства до директора, всех рабочих, всех поставщиков, самого проектанта, и весь топ-менеджмент. При косятке могут собраться и решить, что "все у нас хорошо". Таким образом правильный вопрос не "как там в самолетостроении", а "как это делается в рф".

 
15:30 24 мая 2019
тема В недовольстве авиакомпаний Суперджетами виноваты французы наверх
 
  Analyst
сообщений: 2489
Отправить письмо через веб-интерфейс
 
Ever4 писал:
 
Попытка унизить)) М-молодец, зоолог Вы наш недоучка))
Я пошутил, извиняюсь, если обидел.
 
Ever4 писал:
 
"Я написал и о САПР" - французы лицензии подарили? Нет? - какой же это толчок.
"и о развитии практических навыков" - французы развили? - нет))
"и о совместном проектировании по одним стандартам" - ЕСКД слыхали? Французы придумали единые стандарты?))
Лицензии для многочисленного КБ стоят миллионы долларов, почему их кто-то должен дарить? Развитие практических навыков явилось результатом совместной работы, система ЕСКД не единственная система разработки КД, а работа по единым стандартам подразумевает не только требования к оформлению документации, но требования к конструкторским и аналитическим решениям.

 
12:44 25 мая 2019
тема В недовольстве авиакомпаний Суперджетами виноваты французы наверх
 
  Ever4
сообщений: 1722
Отправить письмо через веб-интерфейс
 
Analyst писал:
 
Лицензии для многочисленного КБ стоят миллионы долларов, почему их кто-то должен дарить? Развитие практических навыков явилось результатом совместной работы, система ЕСКД не единственная система разработки КД, а работа по единым стандартам подразумевает не только требования к оформлению документации, но требования к конструкторским и аналитическим решениям.
Т.е. Сатурн как работал до французов, так и продолжил работать. Потратился на ПО т.к. это мировой тренд развития, ну может до них работали на солянке. Договорились о форматах обмена документации и о требованиях, ну может до них хранили и считали КД несколько попроще и считали это достаточным. Т.е. ничего принципиально нового - что делали до французов то и продолжали делать работая с ними. Толчком можно с натяжкой считать само участие КБ в программе. Как судить стало ли КБ современным, если не смотреть каких там вырастили за это время спецов, что сами наработали и как построили свою работу, довольны ли сотрудники, смотреть на работу КБ, состав кадров, на планы. Не становятся КБ современными от нового ПО и прописанных требований)) КБ еще сложнее чем завод, а даже заводу надо расти годы до звания современного. Сильно сомневаюсь что руководство Сатурна отдавало и сейчас отдает себе отчет куда ведет КБ. От Вас также не услышал ничего, что бы мои сомнения развеяло))

 
17:12 25 мая 2019
тема В недовольстве авиакомпаний Суперджетами виноваты французы наверх
 
  Analyst
сообщений: 2489
Отправить письмо через веб-интерфейс
 
Ever4 писал:
 
Сильно сомневаюсь что руководство Сатурна отдавало и сейчас отдает себе отчет куда ведет КБ. От Вас также не услышал ничего, что бы мои сомнения развеяло))
Я высказываюсь достаточно осторожно, т.к. на Сатурне не работал и знаю только в общих чертах от сотрудника, перебравшегося в СПб. Однако, что такое совместная работа с иностранной организацией я знаю хорошо, т.к. более 10 лет отработал в российском подразделении Pratt and Whitney до момента его закрытия.😕 Поэтому Ваши умозрительные рассуждения по теме вызывают у меня иногда улыбку😀.
Что касается недостатков российского менеджмента, то я всегда выступал и выступаю за то, чтобы в руководстве российскими компаниями было как можно больше иностранных специалистов, не отягощенных ненужными связями и обязательствами и использующих другие подходы к управлению экономикой и производством. Ныняшняя ситуация окукливания российской экономики только укрепляет те недостатки в управлении, которые Вы все время подчеркиваете.
Французы потратили много времени и средств и на этот двигатель и на Сатурн и конечно рассчитавали получить большую прибыль от продаж. Ведь речь то изначально шла о тысяче суперджетов, что не кажется преувеличением, учитывая огромную территорию и постоянную потребность людей в перемещениях.
В 90е годы в Россию пришли практически все крупные компании, связанные авиацией, в надежде заработать на огромном российском рынке авиаперевозок. Но наши начальники больше увлечены распилами и откатами, да и в принципе наши люди недоверчиво относятся к иностранцам, поэтому бизнес не пошел. И сегодня из Комсомольска практически никуда не улететь, а из такого же по величине итальянского Триеста, где находится судоверфь Финкантиери, можно улететь не только в столицу, но и практически во все крупные города Италии, а также в несколько европейских хабов.

 
21:59 25 мая 2019
тема В недовольстве авиакомпаний Суперджетами виноваты французы наверх
 
  Ever4
сообщений: 1722
Отправить письмо через веб-интерфейс
 
Analyst писал:
 
Я высказываюсь достаточно осторожно, т.к. на Сатурне не работал и знаю только в общих чертах от сотрудника, перебравшегося в СПб. Однако, что такое совместная работа с иностранной организацией я знаю хорошо, т.к. более 10 лет отработал в российском подразделении Pratt and Whitney до момента его закрытия.😕 Поэтому Ваши умозрительные рассуждения по теме вызывают у меня иногда улыбку😀.
Что касается недостатков российского менеджмента, то я всегда выступал и выступаю за то, чтобы в руководстве российскими компаниями было как можно больше иностранных специалистов, не отягощенных ненужными связями и обязательствами и использующих другие подходы к управлению экономикой и производством.
Вы работали на американскую компанию, но здесь рассуждаете про российскую. Она не под французским управлением (хотя с ин.управлением есть тоже сомнения, но беспочвенные)). Потом ситуация с ресурсом двигателей говорит о том, что мои рассуждения не являются полностью умозрительными. Еще один пример - в рф есть подразделение аирбаса, нанимают русских, з.п. примерно 80к.р. по инфе с интернета. Где будет работать грамотный инженер - на Сатурне или на аирбасе. Их не удержать на з.п. с потолком 27к.р., какое же тогда там современное КБ при хоть каких партнерах и ПО - бегут же не только пилоты и ай-тишники. Не того масштаба спецы сидят в действительно "современных КБ", чтобы работать за компот, да и даже за норм.з.п. не станут терпеть самодурства, не станут делать тупую работу которую только и может им поручить тупое начальство. Такой спец уже работает за нескольких неопытных инженеров, практически может заменить собою среднее бюро рф-образца. Что ему делать с Сатурне? У него по идее уже личный комп с довольно слабым ПО стоит как з.п. за два года. Там если кто-то еще остался на работе - имхо с него все должны сдувать, лечить, обеспечивать, лишь бы не передумал и работал рядом со сменой. Но мы же этого не наблюдаем - з.п. начальство лучше себе поднимет а двигатели как-нибудь сами полетят они же железные))

 
   
  написать сообщение  
 
1  •  2
 
Сервер развивается и поддерживается редакцией еженедельника «Наш город»
Отдел рекламы: (4217) 20-10-07; adver@komcity.ru
Правила использования материалов
    Яндекс цитирования Программирование: 2002—2004  — Технодизайн
2005—2013  — "Наш город"