Вчера, 11 марта, в центре внешкольной работы «Юность» состоялась лекция историка Марины Кузьминой «По следам одной катастрофы. Цена рекорда». Организовал встречу лекторий проекта «Планета Тайга». Марина Александровна рассказала слушателям много интересной информации о разных людях и событиях. Сложить этот калейдоскоп в одну общую картинку было нелегко. Началось всё с описания духа 30-х годов — времени борьбы за установление мировых авиационных рекордов. В 1938-м году лётчица Валентина Гризодубова решила побить мировой рекорд дальности полёта французских лётчиц и совершить беспосадочный перелёт из Москвы на Дальний Восток. Чтобы установить рекорд, нужно было долететь до Хабаровска или до Комсомольска-на-Амуре. Лётчицы на самолёте «Родина» улетели даже дальше, увидев водную гладь Охотского моря. С самого начала успешность полёта была под большим вопросом — слабая готовность самолёта, неблагоприятные погодные условия... Полёт могли отменить, но командир экипажа Гризодубова приняла самостоятельное решение — рискнуть, и этот риск оправдался. Несмотря на то, что самолёт пропал с радио-эфира и летел вслепую, лётчицам удалось совершить удачную вынужденную посадку на болото в районе посёлка Керби. В 1939-м году и посёлок, и район был назван именем второго пилота «Родины» Полины Осипенко. Третий член экипажа — штурман Марина Раскова, по совместительству сотрудник НКВД. Лётчицы пролетели 5 910 километром по прямой, установив мировой рекорд. Несколько дней экипаж прожил в Комсомольске-на-Амуре в доме №49 по улице Кирова. Возможно, наш город имел бы отношение к перелёту только в связи с этим событием, если бы не ещё одно — трагическая гибель экипажей двух самолётов «ТБ-3» и «Дуглас» при поисках «Родины». В первом находился командующий ВВС 2-й отдельной Краснознаменной армии Яков Сорокин, во втором советский лётчик-испытатель, Герой Советского Союза Александр Бряндинский, парой месяцев ранее вместе с Владимиром Коккинаки совершивший такой же рекордный перелёт на Дальний Восток. Также в самолётах находились десантники 202-й воздушно-десантной бригады, и корреспондент газеты «Тревога» Гавриил Раппепорт, личный фотограф полярника Нансена. И Сорокин, и Бряндинский вылетели без согласования друг с другом, без соответствующих разрешений и без определённой надобности, только лишь для того, чтобы, как сказали бы сейчас, «пропиариться». Всего в катастрофе погибло 20 человек, четверым удалось приземлиться на парашютах. Капсулы с прахом погибших находятся сейчас в хвостовом оперении самолёта «Дуглас», напротив дома №49 по улице Кирова. До 90-х годов о катастрофе умалчивали, чтобы не омрачать подвиг советских лётчиц. В 1998-м году Марина Кузьмина выпустила книгу «По следам одной катастрофы», материалы которой и можно было услышать на прошедшей лекции.
Если Вы стали очевидцем интересного события — сообщите нам через WhatsApp или Telegram +7 (909) 801‑73‑18
Всегда говорим «Спасибо», в том числе и материально. Умеем сохранять источники в тайне. Пишите!
С чего взяли,что о катастрофе ТБ и Дугласа умалчивалось? Ещё в 60х с подробностями об этом читал. По-моему журнал Дальний Восток писал подробную статью.
А вот не соглашусь. Катастрофа не умалчивалась, о ней знали. И знали давно. По-крайней мере мы, будучи студентами-самолетчиками в 70-х годах, об этой катастрофе знали. так что не надо, как говорится нагнетать.
Да. действительно, первое упоминание о "воздушной катастрофе" появилось еще 18 октября 1938 года в газете "Сталинский Комсомольск",где были названы фамилии только трех погибших. И все. Все подробности не знал никто (за исключением тех, кому это было положено знать). И только с 1986 года, когда был рассекречен "Дневник работы комиссии при ГК ВКП(б) г. Комсомольска-на-Амуре по розыску и эвакуации героического экипажа самолета "Родина" , хранившийся в краевом партархиве, исследователи получили возможность восстановить все события, связанные с этой катастрофой, которые продолжают привлекать к себе внимание до сегодняшних дней. На этой встрече слушателям был предложен нестандартный взгляд на историю катастрофы - через памятники и памятные знаки, связанные с ней.
"И Сорокин, и Бряндинский вылетели без согласования друг с другом, без соответствующих разрешений и без определённой надобности, только лишь для того, чтобы, как сказали бы сейчас, «пропиариться»" Известный лётчик, Герой Советского Союза Бряндинский, оказывается, летал и людей спасал, чтобы попиариться! У автора заметки с головой всё в порядке??!!? Настолько велико желание плюнуть в советскую историю, что не гнушаются ничем, даже злонамеренным выставлением общепризнанных героев в неприглядном свете! У автора заметки определённо прослеживается параноидальная идея очернения всего советского, какая-то особая форма шизофрении и узколобости. Считаю, что публикация статей подобных умственно ограниченных авторов наносит общественный вред и искажает нашу общую историю. Посему предлагаю впредь запретить им публиковаться в городских изданиях. В том числе и в этом. Их давно пора поставить на место.
Капсулы с прахом 13 погибших в количестве 4 шт находятся под бетонной плитой и перенесены с территории ЖЗБИ. Ещё есть захоронение в Дуках ,68или69 годов. Ермаков опять хотел выставить в негативном свете Советскую эпоху . Просто нет энтузиастов ковыряться в давно забытых днях. Лично читал как происходили поиски, чьи это были исследования не придал значения. Никакой тайны не было. Авария Дугласа и ТБ была подробно изучена и тайны никто не делал. Просто обьделались вот и освещали эту печальную весть.
Брек! Вы вообще о чем пишите? И с какой целью? При чем тут капсулы и захоронение в Дуках? Кто говорит о тайне? А энтузиасты и в прошлом году работали на месте гибели двух самолетов. И, скорее всего, они будут не последними.
Ариш Вы новость внимательно читали?Кто написал про капсулы в хвостовом оперении?Я уточнил,что 4 капсулы с прахом спасателей под плитой,а ещё две в Дуках охотник принёс там и захоронили в конце 60х. Чи тайте газету ДВК за те годы. Что Вам не ясно?
Антон Ермаков
писал(a):
До 90-х годов о катастрофе умалчивали, чтобы не омрачать подвиг советских лётчиц. В 1998-м году Марина Кузьмина выпустила книгу «По следам одной катастрофы», материалы которой и можно было услышать на прошедшей лекции.
У нас всегда было так - я пишу о советском времени - "чтобы не омрачать подвиг советских летчиц" к примеру, а по существу скрыть очередной промах кого-то из власть имеющих...И если бы не энтузиасты, подобные Марине Кузьминой, то... Читая эту ветку, я задумался, а где захоронен в Комсомольске-на-Амуре прах погибших при поиске летчиц, тех же командиров Бряндинского и Сорокина, светлая им память...Ведь не секрет, что у нас в России с кладбищами, а тем более с единичнымыми захоронениями, особенно не церемонятся...Можно быть спокойным...Энтузиасты-общественники и тут не подвели... Марина Кузьмина:
Самое загадочное место в Комсомольске связано с перелетом самолета «Родина», точнее с авиационной катастрофой, которая произошла при поисках самолета «Родина» 80 лет назад в октябре 1938 года... Можно быть спокойным...Энтузиасты-общественники и тут не подвели страну: собрали останки погибших (204 фрагмента) - и это в 2018 году, по прошествии 80-ти лет с тех событий, до этого никак нельзя было - и передали на захоронение... Слава Богу, наконец-то погибшие нашли успокоение, светлая им память...