JavaScript Menu, DHTML Menu Powered By Milonic
комсомольск-на-амуре
komcity.ru
новости форум поиск
login   pass 
  ФОРУМ / РАЗНОТРЁП / Литература Фэнтази
 
1  •  2
 
  создать новую тему написать сообщение  
14:59 31 марта 2004
тема Литература Фэнтази наверх
 
  mutabor
сообщений: 133
Отправить письмо через веб-интерфейс
Кто нибудь может дать четкое определение стиля "фэнтези"? Такое что бы можно было четко понять что это произведение по своему стилю относится к фэнтези, а вот это - нет.

 
17:46 31 марта 2004
тема Литература Фэнтази наверх
 
  Maxim
сообщений: 177
Отправить письмо через веб-интерфейс
Четкого определения не дам, но где-то встречал обязательные атрибуты фентези: забраться к черту на рога и там вляпаться в совершенно невероятные неприятности.

 
00:34 2 апреля 2004
тема Литература Фэнтази наверх
 
  Читатель
сообщений: 189
Отправить письмо через веб-интерфейс
Про определение фэнтези:
Чёткого определения, естественно, не существует. Литература, это не математика. 8)

Привожу определения всяких писателей-критиков:

Мне пpиходилось слышать самые экстpемистские опpеделения: "Фэнтези это всякий облечённый в словесную фоpму пpодукт твоpческой фантазии", до "Фэнтези это плохие pоманы о дpаконах".
...
Итак, что же такое фэнтези? Отбpосим в стоpону высказывания экстpемистов и будем pассматpивать лишь те опpеделения, котоpые действительно пpедставляют интеpес. Пеpвое сеpьёзное опpеделение: "Фэнтези -- литеpатуpа, занимающаяся констpуиpованием миpов". Увы, пpи этом юное напpавление алчно загpебает в свои владения множество книг, давно и пpочно обосновавшихся в смежных областях. Если пpинять это опpеделение, то к фэнтези пpидётся отнести "Соляpис" и "Непобедимый", "Тpудно быть богом" и "Втоpое нашествие маpсиан", "Гpавилёт Цесаpевич", а следом за ним и всю альтеpнативную истоpию.

Дpугое опpеделение: "Фэнтези -- литеpатуpа, описывающая миp объективного идеализма". Тогда "Полдень ХХII век" будет научной фантастикой, а "Попытка к бегству" -- фэнтези, ведь Саул Репнин является из пpошлого совеpшенно необъяснимым обpазом. И уж, pазумеется, жемчужиной фэнтези окажется pоман "Отягощённые злом". Зато фэнтези потеpяет одно из недавних своих пpиобpетений -- pоман Николая Романецкого "Убьём в себе Додолу", ибо волшебство в этой книге явно естественного пpоисхождения, и всякое заклинание может быть pазpушено с помощью Вольтова столба.

С. Логинов "РУССКОЕ ФЭНТЕЗИ -- НОВАЯ ЗОЛУШКА"

Определив фантастику вообще, как абстрактную модель действительности, связанную с текущей Реальностью через исследуемую проблему, я предположил, что "фэнтэзи" связана с объектным миром только и исключительно через эту проблему. Иными словами, "фэнтэзи" отличается от "сайенс фикшен" степенью абстрактности, а поскольку и сам фантастический прием есть абстрагирование, построение проектора, то "фэнтэзи" в рамках такого определения оказывалась как бы квинтэссенцией фантастики, "фантастикой в фантастике". Определение было красивое, оно даже "как бы работало" (хотя, как количественно определить степень абстрактности я вряд ли смог бы доходчиво объяснить: теоретически эта задача разрешима, но на практике эту работу за сколько-нибудь разумное время не проделаешь), но на какой-то стадии оно перестало меня удовлетворять.

Конечно, для рафинированного позитивиста и материалиста появление в произведении бессмертного эльфа или, скажем, господина Воланда сразу же относит текст к жанру "фэнтэзи", а модель мира - к абстрактным. Но если мыслить в рамках исторического континиума, окажется, что и эльфы, и демоны существуют - в том же смысле, в котором вообще существует мир наблюдаемый. Во всяком случае, они менее абстрактны, нежели фотонный звездолет.

Содержание понятия "научный" склонно к расширению. Информационные технологии конца столетия включили в кругооборот науки понятие магии. (Магия есть способ воздействия информационного мира на объектный без промежуточных носителей.) Во вполне сциентической игре "Акцедентари" среди технологий, которые приходится развивать ради успеха в космической экспансии, есть "научное волшебство", а на корабли приходится ставить устройства, порожденные "высокой маготехнологией". Соответственно, определение "фэнтэзи"через степень абстрактности модели оказывается таким же внешним и случайным, как определение "литература меча и колдовства".

Поскольку найти решение путем дедукции нам не удалось, перейдем к использованию индуктивного метода - выделим особенности, которые постоянно или хотя бы часто встречаются в произведениях, которые мы интуитивно относим к "фэнтэзи". Понятно, что все эти особенности как правило не встречаются в одном произведении. Итак, для "фэнтэзи" характерно:

1. Средневековая картина мира в пространстве (противопоставление освоенного огороженного участка - Мидгарта и остального мира, - таинственного, населенного чудовищами и демонами);
2. Средневековая картина мира во времени (Мир существующий есть узкая полоса между двумя разными полюсами небытия. Мир отграничен Днем Творения и днем Апокалипсиса.);
3. Средневековая структура тонкого мира (Достаточно полная расшифровка этого понятия выходит за рамки темы. Достаточно описать основное структурообразующее противоречие этого мира, как противоречие между реально существующими Абсолютным злом и Абсолютным добром);
4. Средневековое или же посттехнологическое взаимодействие между тонким и объектным миром (это может проявляться в тексте, как более или менее примитивная магия\техномагия, может быть задано через механизм воплощения, в особо замаскированных случаях создается через анагогическую цепочку соответствий);
5. Последовательная эстетика романтизма - романтическое восприятие (автором, героями, читателей) войны, любви, подвига, смерти.

Пункты 3 и 5 порождают сюжетообразующее противоречие почти всех произведений жанра "фэнтэзи" ("Ан масс, как сказал бы профессор Выбегалло): борьбу Главного Героя против Главного Злодея. Ставкой в этой борьбе как минимум является жизнь, обычно же речь идет о судьбах Вселенной.

Итак, произведение жанра "фэнтэзи" содержит последовательный средневековый синтез современного аналитического мировосприятия, выполненный в романтической эстетической манере.

С. Переслегин, "Обязана ли "фэнтэзи" быть глупой?"

/Фэнтези -- это текст, обладающий перечисленными ниже характеристиками./
1. Действие, как правило, происходит в мире, который напрямую не связан с нашим (может быть паралельным/дивергентным и т. д.). Однако переход в этот мир из нашего бывает возможным.
1а. В том случае, если действие текста происходит в нашей вселенной (в прошлом, будущем или настоящем, на другой планете и пр.), она обладает иными фундаментальными свойствами, определяемыми далее. (В данном случае правомерно говорить о гибридной форме "science fantasy").
1б. Мир этот может быть подробно описан как обладающий своей культурой, историей, географией и т. д.
2. В этом мире действует волшебство (магия), как логически непротиворечивая система правил, закономерностей, принципов, законов и т. п. (В отличие от магического реализма, где чудесное всегда асистемно и, как правило, единично.)
2а. В случае, если система волшебства отсутствует, но соблюдается любое из условий 1-1б, текст относится к жанру фэнтези ("Горменгаст" М. Пика, "Уотершипский холм" Р. Адамса).
3. Критериями, отделяющими фэнтези от сказки, являются трудноопределимая "серьёзность" авторский намерений, степень проработаности мира и т. п.
/К фэнтези не относятся произведения, в которых:/
1а) сюжетно определяющими является мистический или религиозный элемент.
1б) традиционые фэнтезийные (магические, мифологические, фольклорные) элементы получают рациональное обоснование -- здесь мы имеем дело с научной фантастикой или научной фэнтези (технофэнтези)."

Михаил Назаренко, "За пределами ведомых нам полей"

Уже Лем писал -
скажет вам каждый истинный фэн - что фэнтези - это сказка,
лишенная оптимизма детерминизированной судьбы, это рассказ, в
котором детерминизм судьбы подточен стохастикой случайности.
...
Сказка и фэнтези тождественны, ибо неправдоподобны. И в
сказке, и в фэнтези, допустим, Золушка едет на бал в тыкве,
запряженной мышами, и ведь трудно представить нечто более
неправдоподобное. Детерминизм событий, пресловутый "гомеостат"
сказки, требует, чтобы у принца, устраивающего бал, при виде
Золушки случился внезапный приступ влюбленности, граничащей с
манией, а "нулевая сумма игры" требует, чтобы они поженились и
жили долго и счастливо, перед тем наказав злую мачеху и сводных
сестричек. В фэнтези же может подействовать "стохастика
случайностей" - представим, что принц, искусно имитируя
любовные чувства, заманит девочку на темную галерею и
дефлорирует ее, после чего прикажет гайдукам выкинуть ее за
ворота. Жаждущая мести Золушка скроется в Серых Горах, где, как
известно, золота нет. Там она организует партизанское движение,
чтобы лишить насильника трона. Вскоре, благодаря древнему
предсказанию, станет известно, что все права на корону
принадлежат как раз Золушке, а гадкий принц - всего лишь
незаконнорожденный узурпатор, а вдобавок ко всему, еще и
марионетка в руках злого колдуна. Вам понятно?
Но вернемся к тому самому "неправдоподобию", являющемуся
характерной чертой или же - как считают другие, а чаще всего
противники жанра - стигматом фэнтези. Снова обратимся к
рассказу о Золушке. Предположим, что наш рассказ начнется уже
несколько подпорченным стохастикой вероятности - скажем, на
балу. Что мы тут видим? Ага, видим мы замок, галереи, принца и
дворян, дам в атласе и кружевах, ливрейных лакеев и канделябры
- все настолько правдоподобно, что тянет на блевоту. А если
вдобавок еще прочитаем фрагмент диалога, в котором собравшиеся
гости комментируют итоги заседаний Собора в Констанце, веризм
будет абсолютным. Но вдруг, ни с того, ни с сего, появляется
фея, карета из тыквы и тащащие ее полевые мыши. Ой, нехорошо.
Антиверизм полнейший! Остается лишь надеяться, что действие,
возможно, происходит на другой планете, там, где мыши запросто
таскают кареты. Возможно, добрая фея окажется астронавткой из
НАСА или же переодетым мистером Споком. Возможно, что действие
происходит и на Земле, но после ужасного катаклизма, который
отбросил человечество к феодализму и галереям, но обогатил мир
мышами-мутантами. Вот такой поворот действия был бы научным,
серьезным и - ха-ха! - правдоподобным. Но вот магия? Феи? Нет.
Исключается. Инфантильная чушь! Выкинуть, цитирую Лема, в
мусорную корзину!

А. Сапковский, "Нет золота в серых горах"

см также:
http://private.peterlink.ru/legostay/e-001.html
http://swk.msk.ru/kit.html
http://udod.traditio.ru/fant1.htm

оффтопик: читаю рассказы Гибсона. Кайф, кайф, кайф... :)

 
17:33 2 апреля 2004
тема Литература Фэнтази наверх
 
  Agata
сообщений: 41
А я тоже люблю Fantasy почитать, и читала практически всех из перечисленных сдесь авторов. А вот пробовали ли вы, ребята, почитать например Павла Шумила?

 
01:12 3 апреля 2004
тема Литература Фэнтази наверх
 
  DucNuc
сообщений: 26
Отправить письмо через веб-интерфейс
 
Agata писалa:
 
А я тоже люблю Fantasy почитать, и читала практически всех из перечисленных сдесь авторов. А вот пробовали ли вы, ребята, почитать например Павла Шумила?
Глупости это все Агата. А вот пробовала ты Ошо почитать?

 
03:07 3 апреля 2004
тема Литература Фэнтази наверх
 
  Agata
сообщений: 41
DucNuc, а можно поподробней - интересно же

 
10:11 3 апреля 2004
тема Литература Фэнтази наверх
 
  igra
сообщений: 95
Отправить письмо через веб-интерфейс
 
Agata писалa:
 
DucNuc, а можно поподробней - интересно же
Агата зайди в папочку Lib, далее диск1, затем экзотерика, теософия

 
11:24 3 апреля 2004
тема Литература Фэнтази наверх
 
  Maxim
сообщений: 177
Отправить письмо через веб-интерфейс
 
Chaos писал:
 
Люблю я Толкиена почитать.
Несмотря на то, что Толкиен считается классиком и чуть ли не основателем жанра, но на самом деле, читать его книжки - это такая скукотища!

 
12:15 3 апреля 2004
тема Литература Фэнтази наверх
 
  Natka
сообщений: 515
Отправить письмо через веб-интерфейс
классики на определенном этапе всегда начинают казаться скучными

 
00:33 9 апреля 2004
тема Литература Фэнтази наверх
 
  Читатель
сообщений: 189
Отправить письмо через веб-интерфейс
2 Agata: товарищ Шумилов сильно ругается, когда его драконий цикл обзывают "фээнтези". :)

А читали ли Вы "Единородную дочь" Джеймса Морроу, или "Американских богов" Нила Геймана?

Оч. советую.

 
03:08 1 мая 2004
тема Литература Фэнтази наверх
 
  Читатель
сообщений: 189
Отправить письмо через веб-интерфейс
Нпрод, есть возможность приобрести упоминавшиеся тут книжки фэнтези:
Гудкайнд, все правила волшебника (14 томов) - 700 р.
Джульет Маккена, "Игра воровки" - "Клятва воина" - "Удача игрока" - 200 р.
Ещё есть много Желязны.
И 4х томник Марка Энтони (цикл "Последняяя руна", довольно оригинальная вещь) - 280 р.

 
21:19 3 мая 2004
тема Литература Фэнтази наверх
 
  *AUGer*
сообщений: 30
Отправить письмо через веб-интерфейс
Из фэнтази больше всего нравится Перумов, особенно "Гибель богов" - книга супер!!
Еще понравился Вартанов с циклом "Кристалл".
А если хотите посмеятся то советую "Эй Ай", тоже Вартанов написал, только это не фэнтази, а киберпанк. Сюжет таков: У американских военных сбежали четыре робота-AI и начали куролесить...

 
   
  создать новую тему написать сообщение  
 
1  •  2
 
Сервер развивается и поддерживается редакцией еженедельника «Наш город»
Отдел рекламы: (4217) 20-10-07; adver@komcity.ru
Правила использования материалов
    Яндекс цитирования Программирование: 2002—2004  — Технодизайн
2005—2013  — "Наш город"